В задании "увеличь каждое нечётное однозначное число в 2 раза" учащиеся сталкиваются с двумя способами задания множеств: описательным и перечислительным.
Перечислительный способ задания множества:
В этом случае множество задается путем перечисления всех его элементов. Для нечётных однозначных чисел это будет множество ({1, 3, 5, 7, 9}). Учащиеся видят конкретные элементы множества и могут непосредственно работать с каждым из них.
Описательный способ задания множества:
Здесь множество задается с помощью свойства, которое характеризует все его элементы. Для нечётных однозначных чисел это можно записать как ( {x \mid x \text{ - нечётное однозначное число}} ) или более формально ( {x \in \mathbb{N} \mid 1 \leq x \leq 9 \text{ и } x \text{ нечётное}} ).
Теперь, рассмотрим выполнение задания "увеличь каждое нечётное однозначное число в 2 раза" с точки зрения этих способов задания множеств:
1. Перечислительный способ:
- Начальное множество нечётных однозначных чисел: ({1, 3, 5, 7, 9}).
- Увеличиваем каждое число в 2 раза:
- (1 \times 2 = 2)
- (3 \times 2 = 6)
- (5 \times 2 = 10)
- (7 \times 2 = 14)
- (9 \times 2 = 18)
- Получаем новое множество: ({2, 6, 10, 14, 18}).
2. Описательный способ:
- Начальное множество задается как ( {x \in \mathbb{N} \mid 1 \leq x \leq 9 \text{ и } x \text{ нечётное}} ).
- При умножении каждого элемента на 2 мы фактически применяем функцию ( f(x) = 2x ) к каждому элементу множества.
- Множество после преобразования можно описать как ( {2x \mid x \in \mathbb{N}, 1 \leq x \leq 9, x \text{ нечётное}} ).
- Это множество будет включать элементы ( {2 \times 1, 2 \times 3, 2 \times 5, 2 \times 7, 2 \times 9} ), что соответствует ({2, 6, 10, 14, 18}).
Таким образом, учащиеся сначала видят множества в перечислительном виде, а затем, выполняя задание, они осознают, что результат можно также описать с помощью свойства, характеризующего элементы нового множества. Это помогает им понять взаимосвязь между двумя способами задания множеств и развивает их абстрактное мышление.